По датам
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 13.05.2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 89 Перечня единых мест в КБР, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан с целью выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики N 63-ПП от 28 февраля 2013 года>
ВЕРХОВНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2013 года
Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Канунникова М.А.,
при секретаре Дауровой А.Х.
с участием:
заявителя Медалиева Адама Чаримовича;
представителя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Кочесокова Залима Львовича, действующего по доверенности № 02-2/1-402 от 29 января 2013 года;
прокурора Башиева Р.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Медалиева Адама Чаримовича об оспаривании Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики "Об утверждении Перечня единых мест в КБР, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан с целью выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера" № 63-ПП от 28 февраля 2013 года,
установил:
Медалиев Адам Чаримович обратился в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействующим п. 89 Перечня единых мест в КБР, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан с целью выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики № 63-ПП от 28 февраля 2013 года, мотивируя свои требования тем, что указанным нормативным актом, в нарушение Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года и ст. 5 Закона КБР "О проведении публичных мероприятий в КБР" № 93-РЗ от 18 декабря 2012 года, для проведения массовых мероприятий в с.п. Нартан Чегемского района КБР отведена площадь перед зданием местной администрации, а количество участников массовых мероприятий ограничено до 300 человек.
По мнению заявителя, оспариваемый нормативный акт противоречит ст. 31 Конституции РФ, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, из содержания которой следует, что ограничение при проведении указанных мероприятий установлено лишь одно - мирно и без оружия. Данное положение конкретизировано в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года.
Несмотря на то, что в оспариваемом Постановлении имеется ссылка на ст. 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года и ст. 5 Закона КБР "О проведении публичных мероприятий в КБР" № 93-РЗ от 18 декабря 2012 года, данные нормативные акты не предусматривают ограничений места проведения публичного мероприятия и количества его участников.
Медалиев А.И. указывает, что 25 марта 2013 года им в адрес Совета местного самоуправления сельского поселения Нартан Кабардино-Балкарской Республики было направлено уведомление о проведении публичного мероприятия 7 апреля 2013 года, однако Письмом от 5 апреля 2013 года за № 181 "а" ему было отказано со ссылкой на обжалуемый нормативный акт. Далее, 8 апреля 2013 года в адрес Совета местного самоуправления сельского поселения Нартан было направлено уведомление о проведении массового мероприятия 21 апреля 2013 года, однако письмом и.о. главы местной администрации сельского поселения Нартан он был уведомлен о невозможности проведения мероприятия на указанной в обжалуемом Постановлении площади, в связи с проведением другого мероприятия. Таким образом, его конституционное право на проведение массового мероприятия дважды было грубо нарушено.
В судебном заседании Медалиев А.Ч. изменил заявленные требования и просил признать противоречащим федеральному закону и недействующим с момента принятия Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики "Об утверждении Перечня единых мест в КБР, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан с целью выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера" № 63-ПП от 28 февраля 2013 года в полном объеме.
Представитель Правительства Кабардино-Балкарской Республики Кочесоков З.Л., не возражая против рассмотрения заявления об оспаривании Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики № 63-ПП от 28 февраля 2013 года в полном объеме, просил в удовлетворении заявления отказать, полагая, что оспариваемые нормы приняты в пределах полномочий Правительства Кабардино-Балкарской Республики и не противоречат федеральному законодательству.
Прокурор высказался о необоснованности требований заявителя в связи с отсутствием противоречий между оспариваемым нормативным актом и Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики не находит оснований для удовлетворения заявления.
Согласно п. "б" части 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 31, статьей 55 Конституции РФ установлено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Установленные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 мая 2012 года № 12-П, исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Таким образом, гарантированное Конституцией Российской Федерации и названными международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4 Конституции Российской Федерации) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
В этих целях федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации полномочия по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина (статья 71, пункты "в", "м"; статья 72, пункт "б" части 1; статья 76, части 1 и 2), установил в Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок организации и проведения таких публичных мероприятий. Дополнения и уточнения, внесенные в этот порядок Федеральным законом от 8 июня 2012 года № 65-ФЗ, направлены, как следует из пояснительной записки к проекту данного Федерального закона, на достижение необходимого баланса прав и интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и граждан, которые в связи с проведением таких мероприятий испытывают затруднения в реализации своих конституционных прав, - с другой, указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях пикетированиях" органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Данная норма введена Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". При этом согласно части 4 статьи 3 Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ, законы субъектов Российской Федерации, указанные в части 1.1 статьи 7, частях 1.1, 1.2 и 2.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в редакции настоящего Федерального закона), и решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в редакции настоящего Федерального закона), должны быть приняты и вступить в силу не позднее 31 декабря 2012 года.
Закон Кабардино-Балкарской Республики "О проведении публичных мероприятий в Кабардино-Балкарской Республике" № 93-РЗ от 18 декабря 2012 года, как следует из его статьи 1, в целях обеспечения на территории Кабардино-Балкарской Республики условий для проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" регулирует отношения по проведению публичных мероприятий в Кабардино-Балкарской Республике. Часть 1 статьи 5 данного Закона устанавливает, что Правительство Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с Федеральным законом определяет единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест (далее - специально отведенные места).
Во исполнение указанных норм 28 февраля 2013 года принято оспариваемое Постановление Правительства КБР "Об утверждении Перечня единых мест в Кабардино-Балкарской Республике, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан с целью публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера" № 63-ПП.
Текст указанного документа размещен на едином портале органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики (pravitelstvokbr.ru) в сети "Интернет" 6 марта 2013 года и опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" № 10 от 15 марта 2013 года.
Реализуя свои полномочия по определению мест, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, Правительство Кабардино-Балкарской Республики в Перечне единых мест в КБР, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан с целью выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденном Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики № 63-ПП от 28 февраля 2013 года установило подобные специально отведенные места на территории муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики.
Данное правовое регулирование согласуется с положениями части 1.1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый по настоящему делу нормативный правовой акт принят Правительством Кабардино-Балкарской Республики в пределах компетенции и полномочий, предоставленных ему Российской Федерацией, не содержит противоречий федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики
решил:
В удовлетворении заявления Медалиева Адама Чаримовича о признании противоречащим закону и недействующим Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики "Об утверждении Перечня единых мест в КБР, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан с целью выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера" № 63-ПП от 28 февраля 2013 года отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий
М.А.КАНУННИКОВ
------------------------------------------------------------------