Решение Арбитражного суда КБР от 21.03.2013 по делу N А20-2077/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими Постановления Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам от 10.12.2010 N 44 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую потребителям открытым акционерным обществом "Прохладный теплоэнерго", на 2011 год" и Постановления Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и энергетике от 09.12.2011 N 42 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую потребителям энергоснабжающими организациями Кабардино-Балкарской Республики">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. по делу № А20-2077/2012

резолютивная часть решения оглашена 14 марта 2013 года
полный текст решения изготовлен 21 марта 2013 года
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе председательствующего З.А. Бейтуганова,
судей Л.К. Добаговой, А.Л. Сохроковой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Х. Паштовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Яковенко Юрия Николаевича, г. Прохладный
к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик
третье лицо: открытое акционерное общество "Прохладный теплоэнерго", г. Прохладный
об оспаривании нормативного правового акта
при участии представителей сторон,
заявитель Яковенко Ю.Н. - личность установлена
от Министерства: Рябинкина Н.Е. - по доверенности;
от третьего лица: Храмченко Н.В. по доверенности, Ковалева О.П. по доверенности;

установил:

Яковенко Юрий Николаевич, г. Прохладный (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением об оспаривании Постановлений Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и энергетике, г. Нальчик № 44 от 10.12.2010 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую потребителям открытым акционерным обществом "Прохладный теплоэнерго", на 2011 год" и № 42 от 09.12.2011 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую потребителям теплоснабжающими организациями КБР".
Определением Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.05.2012 Яковенко Ю.Н. отказано в принятии заявления о признании недействующими вышеуказанных нормативных актов, указав на то, что в соответствии с частью 10 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Определением от 23.08.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Прохладный теплоэнерго", г. Прохладный.
В судебном заседании 31.10.2012 суд в составе З.А. Бейтуганова, Л.К. Добаговой, А.Л. Сохроковой отложил рассмотрение дела на 21.11.2012.
На основании Распоряжения от 21.11.2012 председатель Арбитражного суда КБР заменил судью Л.К. Добагову на судью М.Х. Пшихопова на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с уходом судьи Л.К. Добаговой в отпуск. В связи с чем судебное разбирательство произведено с самого начала.
В дальнейшем, на основании Распоряжения председателя Арбитражного суда КБР от 25.12.2012 произведена замена судьи М.Х. Пшихопова на судью Л.К. Добагову на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В связи с чем судебное разбирательство произведено с самого начала.
Определением от 25.12.2012 Арбитражный суд произвел замену Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и энергетике на Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики. В связи с этим в судебном заседании 14.03.2013 суд сообщил участвующим в деле лицам, что рассмотрение дела начато с начала.
В судебном заседании Яковенко Ю.Н. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, пояснив, что тарифы на тепловую энергию, утвержденные в оспариваемых Постановлениях, завышены и рассчитаны с нарушением двух Приказов Федеральной службы по тарифам России, тем самым нарушают права и законные интересы заявителя с причинением ущерба в размере 2067 руб. 18 коп. (оплата тепловой энергии по завышенному тарифу).
Представитель Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) в судебном заседании заявленные требования не признал, ссылаясь на их необоснованность, и пояснил, что при принятии оспариваемых Постановлений Государственным комитетом КБР по тарифам и энергетике не было допущено нарушений действующего законодательства, а также прав и законных интересов заявителя.
Кроме этого, представитель Министерства просил суд прекратить производство по настоящему делу, указав на то, что права заявителя оспариваемыми нормативными актами не нарушены, кроме этого Яковенко Ю.Н. не имеет статуса индивидуального предпринимателя.
Представители ОАО "Прохладный теплоэнерго" (далее - Общество) в судебном заседании согласились с доводами Министерства, пояснив, что утвержденные оспариваемыми Постановлениями тарифы на тепловую энергию приняты в соответствии с Методическими указаниями и в рамках утвержденных Федеральной службой по тарифам РФ предельных индексов максимальной величины роста тарифа на тепловую энергию. В связи с этим, а также согласно доводам, изложенным в представленном отзыве, Общество просило отказать в удовлетворении требований Яковенко Ю.Н.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя и отзывы заинтересованных лиц, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявление Яковенко Ю.Н. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Кодекса). Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление от 19.01.2010 № 12939/09) сформулирована позиция, согласно которой противоречащим закону может быть признан и такой нормативный акт, который к моменту рассмотрения судом дела о его оспаривании уже утратил свою силу в случаях, когда речь идет о нарушении нормативным актом прав, которое имело место до признания нормативного акта противоречащим закону судом. При таких обстоятельствах суд первой инстанции рассматривает спор по существу.
Одновременно следует отклонить доводы Министерства относительно неподведомственности данного спора арбитражному суду, поскольку Федеральным законом "Об электроэнергетике" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Из материалов дела следует, что Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам и энергетике приняты Постановление от 10.12.2010 № 44 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую потребителям ОАО "Прохладный теплоэнерго", на 2011 год" и Постановление от 09.12.2011 № 42 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую потребителям теплоснабжающими организациями КБР".
Не согласившись с вышеуказанными нормативными актами, Яковенко Ю.Н. обратился в Арбитражный суд КБР с заявлением о признании их недействующими со дня принятия.

Доводами заявителя является то, что указанные нормативные акты противоречат пункту 33 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 № 244-э/2, частично противоречат пункту 1 Приказа Федеральной службы по тарифам России от 07.10.2010 № 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год".
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике" от 03.08.2002 № 52-РЗ (в редакции от 09.07.2012) республиканские органы исполнительной власти в пределах их компетенции на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законов Кабардино-Балкарской Республики, указов Главы Кабардино-Балкарской Республики, постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики издают нормативные правовые акты.
Согласно статье 58 указанного Закона нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном регистрирующем органе, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их государственной регистрации.
Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Кабардино-Балкарской Республики по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, оспариваемые нормативные акты опубликованы в установленном порядке в газете "Официальная Кабардино-Балкария" и не оспариваются заявителем.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые нормативные акты противоречат пункту 33 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 № 20-э/2, являются необоснованными и не подтверждаются материалами дела.
Так, согласно пункту 33 вышеуказанных Методических указаний, расчет экономически обоснованного уровня цены на тепловую энергию применяется для производителей энергии. Однако оспариваемые нормативные акты приняты не в отношении производителей энергии, а относительно организаций КБР, осуществляющих деятельность по производству, передаче и сбыту тепловой энергии.
В данном случае, оспариваемые нормативные акты приняты с учетом положений пунктов 72, 72.1 Методических указаний. Так, пунктом 72 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, предусмотрено, что потребитель тепловой энергии оплачивает расходы, связанные с производством и передачей тепловой энергии по тарифам, рассчитываемым в соответствии с разделами VII и IX настоящих Методических указаний.
В соответствии с пунктом 72.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, расчет одноставочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, осуществляется по каждому виду теплоносителя путем деления на суммарный плановый полезный отпуск тепловой энергии по совокупности договоров теплоснабжения соответствующих потребителей, получающих тепловую энергию в соответствующем виде теплоносителя, суммы следующих величин: совокупной стоимости производства тепловой энергии в соответствующем виде теплоносителя, совокупной стоимости оплачиваемых услуг по передаче тепловой энергии по соответствующим водяным или паровым сетям и совокупной стоимости расходов по сбыту тепловой энергии.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО "Прохладный теплоэнерго", предметом деятельности общества является производство, передача и распределение тепловой энергии; монтаж, наладка и ремонт тепловых объектов, теплового оборудования и тепловых установок потребителей, следовательно, ссылка заявителя на противоречие оспариваемых нормативных актов установленным пунктом 33 Методических указаний является необоснованным.
Комитет при установлении тарифов обоснованно руководствовался положениями пунктов 72, 72.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2.
Согласно статье 2 Федерального закона № 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе изложенных в нем принципов посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В статье 4 Федерального закона № 41-ФЗ установлены основные принципы, которые должны соблюдаться при государственном регулировании тарифов, к числу которых относятся: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 109 утверждены Основы ценообразования, а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно указанным Правилам органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) в рамках, установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов.
Перечень документов и расчетных материалов, которые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган установлен пунктами 10, 11 Правил.
Согласно Правилам регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников, экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов.
В соответствии с положениями пунктов 18, 21 Правил решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; дату введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Пунктом 15 Основ ценообразования предусмотрено применение при регулировании тарифов метода экономически обоснованных расходов (затрат), метода доходности инвестированного капитала и метода индексации тарифов. При этом выбор метода регулирования по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом.
В связи с тем, что по данному делу регулирующий орган для установления тарифов энергоснабжающей организации выбрал метод экономически обоснованных расходов, применению подлежат правовые нормы, регламентирующие данный метод.
Согласно пунктам 16, 17 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В силу требований пункта 53 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные минимальный и (или) максимальный уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям.
Аналогичное правило предусмотрено и в статье 6 Закона № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по тарифам России от 07.10.2010 № 244-Э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифа на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста тарифов на 2011 год в соответствии с приложением к настоящему Приказу и среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного исходя из тарифов, действовавших для энергоснабжающих организаций по состоянию на 31.12.2010.
Приказом Федеральной службы по тарифам России от 07.10.2010 № 244-э/2 для Кабардино-Балкарской Республики установлена максимальная величина роста среднего тарифа в размере 114,1%. Средний тариф на тепловую энергию в 2010 году по Кабардино-Балкарской Республике составил 938,38 руб./Гкал, в 2011 году - 1056,57 руб./Гкал. Таким образом, рост среднего тарифа по Кабардино-Балкарской Республике в 2011 году составил 112,6% относительно действовавшего в 2010 году.
В материалах дела имеется экспертное заключение по делу об экономически обоснованном тарифе на тепловую энергию для потребителей открытого акционерного общества "Прохладный теплоэнерго" на 2011 год.
В экспертном заключении указано, что в результате проведенной экспертизы обоснованная величина необходимой валовой выручки предприятия ОАО "Прохладный теплоэнерго", обеспечивающая компенсацию экономически обоснованных расходов, определяемых в соответствии с Основами ценообразования в отношении тепловой и электрической энергии в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, при объеме полезного отпуска тепловой энергии в количестве 127,52 тыс. Гкал составляет 157491,92 тыс. руб., что на 24036,08 тыс. руб. (15,3%) меньше предложения предприятия.
ОАО "Прохладный теплоэнерго" на 2011 год заявлен тариф на тепловую энергию в размере 1444,14 руб./ Гкал.
По результатам экспертизы экономически обоснованный тариф на производство и передачу тепловой энергии ОАО "Прохладный теплоэнерго" определен исходя из фактически сложившихся в предыдущие периоды условий хозяйствования и ожидаемых экономических результатов деятельности в размере 1235,05 руб./Гкал. (без НДС).
В аналогичном экспертном заключении на 2012 год указано, что в результате проведенной экспертизы обоснованная величина необходимой валовой выручки предприятия ОАО "Прохладный теплоэнерго", обеспечивающая компенсацию экономически обоснованных расходов, определяемых в соответствии с Основами ценообразования в отношении тепловой и электрической энергии в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, при объеме полезного отпуска тепловой энергии в количестве 125,62 тыс. Гкал составляет 161457,38 тыс. руб., что на 30774,92 тыс. руб. меньше предложения предприятия (161457,38 тыс. руб.).
ОАО "Прохладный теплоэнерго" на 2012 год заявлены тарифы на тепловую энергию в размере: с 01.01.2012 - 1285,29 руб./Гкал; с 01.07.2012 - 32673,8 руб./Гкал; с 01.09.2012 - 1596,34 руб. /Гкал.
По результатам экспертизы экономически обоснованный тариф на производство и передачу тепловой энергии ОАО "Прохладный теплоэнерго" определен исходя из фактически сложившихся в предыдущие периоды условий хозяйствования и ожидаемых экономических результатов деятельности в размерах: с 01.01.2012 - 1235,05 руб./Гкал с ростом 100%; с 01.07.2012 - 1309,15 руб./Гкал с ростом 106%; с 01.09.2012 - 1373,55 руб./Гкал с ростом 104,9%.
Таким образом, комитетом рассчитан тариф для ОАО "Прохладный теплоэнерго" исходя из анализа экономической обоснованности расходов общества. При этом материалами дела не подтверждаются доводы заявителя о том, что оспариваемые нормативные акты противоречат пункту 1 Приказа Федеральной службы по тарифам России от 07.10.2010 № 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" и пункту 33 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 № 20-э/2.
Кроме этого, в материалах дела имеются обращения Яковенко Ю.Н. в адрес прокурора города Прохладного и в адрес прокурора Кабардино-Балкарской Республики о проверке достоверности расчета тарифа на оплату тепловой энергии в 2011 году, поставляемой ОАО "Прохладный теплоэнерго". При этом, из Письма прокурора города Прохладный от 08.07.2011 № 9-152ж-204 и из Письма прокурора Кабардино-Балкарской Республики от 30.09.2011 № 7-268-2011 в адрес Яковенко Ю.Н. следует, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
На обращение Яковенко Ю.Н. в адрес Федеральной службы по тарифам России заместителем руководителя указанной службы в адрес заявителя направлено Письмо от 28.12.2011 № НБ-11005/5 с разъяснением, что ФСТ России устанавливает предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям. При расчете тарифа для конечных потребителей учитывается товарный отпуск для конечных потребителей, тем самым исключая объем полезного отпуска и часть расходов, относимых на собственные нужды предприятий и энергоснабжающих организаций (организаций-перепродавцов). Таким образом, из расчета, представленного Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по ЕИАС, средневзвешенный тариф на реализацию конечным потребителям без учета товарного отпуска на собственные нужды предприятий и энергоснабжающих организаций сложился в 2010 году на уровне 938,38 руб./Гкал, в 2011 году - 1056,57 руб./Гкал.
Из указанного ответа заместителя руководителя ФСТ России также не усматривается о нарушении Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по тарифам законодательства при принятии оспариваемых нормативных актов.

Требование заявителя о признании оспариваемых нормативных актов недействующими со дня их принятия являются необоснованными, поскольку в силу части 5 статьи 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда. Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 6171/10, являющейся общеобязательной и подлежащей применению при рассмотрении аналогичных дел, указанная процессуальная норма не разрешает вопроса о восстановлении и защите нарушенных незаконным нормативным актом субъективных гражданских прав, поскольку такой акт относится не к процессуальному, а к материальному праву.
Согласно требованиям статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Часть 1 статьи 65 АПК РФ обязывает каждое лицо, участвующее в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, с учетом изложенного, оценив представленные в материалах дела доказательства, в их совокупности с применением положений статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также пояснений представителей сторон в судебном заседании, суд считает, что в данном случае отсутствуют основания для удовлетворения заявления Яковенко Ю.Н. о признании недействующими вышеуказанных нормативных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении требования Яковенко Юрия Николаевича отказать.
2. Признать Постановления Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по тарифам от 10.12.2010 № 44 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую потребителям открытым акционерным обществом "Прохладный теплоэнерго" на 2011 год" и от 09.12.2011 № 42 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, реализуемую потребителям энергоснабжающими организациями Кабардино-Балкарской Республики" соответствующими Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 № 20-э/2, и Приказу Федеральной службы по тарифам России от 07.10.2010 № 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год".
3. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение месяца со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Судьи:
Л.К.ДОБАГОВА
А.Л.СОХРОКОВА


------------------------------------------------------------------