Решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.09.2013 <О признании недействующим Постановления Парламента КБР от 02.07.2013 N 1627-П-П "О временных мерах по недопущению безрецептурного отпуска лекарственного препарата "Лирика">



ВЕРХОВНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 сентября 2013 года

Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Бабугоевой Л.М.
при секретаре Чипчиковой Ф.К.
с участием представителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики - Башиева Расула Алисалтановича, действующего по доверенности № 8р от 5 сентября 2013 года, представителя Парламента Кабардино-Балкарской Республики Хамукова Аслана Владимировича, действующего по доверенности № 2869 от 8 декабря 2010 года, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Безрокова Аслана Олеговича, действующего по доверенности № 02/3333 от 5 сентября 2013 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики о признании Постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 2 июля 2013 года № 1627-П-П "О временных мерах по недопущению безрецептурного отпуска лекарственного препарата "Лирика" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента его принятия,

установил:

Постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 2 июля 2013 года № 1627-П-П "О временных мерах по недопущению безрецептурного отпуска лекарственного препарата "Лирика" на территории Кабардино-Балкарской Республики запрещен безрецептурный отпуск лекарственного препарата "Лирика". Аптечным учреждениям в Кабардино-Балкарской Республике предписано осуществлять отпуск населению лекарственного препарата "Лирика" в соответствии с правилами, предусмотренными в отношении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а уполномоченным государственным контролирующим органам рекомендовано в пределах своей компетенции осуществлять деятельность по пресечению фактов реализации названного препарата лицами без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
12 августа 2013 года прокурор Кабардино-Балкарской Республики в государственных и общественных интересах обратился в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании указанного Постановления Парламента Кабардино-Балкарской Республики противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента принятия.
Заявленные требования мотивированы тем, что в нарушение положений статей 8 и 55 Конституции Российской Федерации, гарантирующих единство экономического пространства, свободу экономической деятельности и допускающих ограничение прав и свобод граждан только на основе федерального закона, законодательный орган субъекта Российской Федерации, установив запрет на безрецептурный оборот лекарственного препарата "Лирика", рассмотрел вопрос, не относящийся к его компетенции и находящийся в силу Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" в компетенции федерального законодателя.
По мнению заявителя, оспариваемое Постановление противоречит статье 55 указанного Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ, в соответствии с которой виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, каковым является Министерство здравоохранения Российской Федерации, а также положениям Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом данного Министерства от 14 декабря 2005 года № 785.
В судебном заседании представитель прокурора Кабардино-Балкарской Республики Башиев Р.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, и просил его удовлетворить.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Безроков А.О. также поддержал заявленные требования.
Представитель Парламента Кабардино-Балкарской Республики Хамуков А.В. оставил вопрос об удовлетворении заявления на усмотрение суда, отметив, что оспариваемое по настоящему делу Постановление № 1627-П-П было принято Парламентом в рамках реализации представительской функции данного органа государственной власти в интересах защиты здоровья населения республики, поскольку существовавший до принятия Постановления порядок реализации препарата "Лирика" по данным Антинаркотической комиссии Кабардино-Балкарской Республики приводит к массовому распространению наркотической зависимости среди граждан.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив их доводы, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим причинам.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным нормативным актам и нарушающие гражданские права и другие охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании правового акта противоречащим закону полностью или в части.
Оспоренное по настоящему делу Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 2 июля 2013 года № 1627-П-П "О временных мерах по недопущению безрецептурного отпуска лекарственного препарата "Лирика" обладает признаками нормативного правового акта, предусмотренными в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в редакции Постановления от 09.02.2012 № 3). Оно принято управомоченным органом - Парламентом Кабардино-Балкарской Республики в установленном порядке, было опубликовано в газете "Официальная Кабардино-Балкария" № 25 от 5 июля 2013 года, вступило в силу по истечении 10 дней после официального опубликования (пункт 4 Постановления), является действующим и содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
В силу статей 15 и 76 Конституции Российской Федерации, Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы, иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Кроме того, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Конституция Российской Федерации гарантирует верховенство федеральных законов на территории Российской Федерации по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 76).
Как установлено по делу, на заседании Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 2 июля 2013 года наряду с оспариваемым по настоящему делу Постановлением № 1627-П-П было принято Постановление № 1626-П-П "Об обращении Парламента Кабардино-Балкарской Республики к Министру здравоохранения Российской Федерации Скворцовой В.И. по вопросу отнесения лекарственных препаратов "Лирика" и "Тропикамид" к числу лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами. Как следует из Обращения, в настоящее время в Кабардино-Балкарской Республике отмечается массовое немедицинское употребление в подростковой и молодежной среде лекарственных препаратов "Лирика" и "Тропикамид", обладающих выраженным психоактивным действием. Зафиксированы случаи установления наркотической зависимости, вызванной употреблением указанных препаратов. Потребность учреждений здравоохранения республики в лечебных целях в препарате "Лирика" в 2012 году составила немногим более 200 упаковок в дозировке 75 мг и 100 упаковок в дозировке 150 мг, а объем легальной реализации указанного препарата через аптечные учреждения на территории республики только за период с ноября 2012 года по март 2013 года составил 7856 тысяч упаковок, большинство из которых в дозировке 150 и 300 мг. Лекарственные препараты "Лирика" и "Тропикамид" отпускаются из аптечных учреждений по рецепту врача, не являющемуся бланком строгой отчетности, такие рецепты при продаже препаратов не сохраняются в аптечном учреждении, а возвращаются покупателям. Данный механизм реализации препаратов "Лирика" и "Тропикамид", влекущий массовое распространение наркотической зависимости среди граждан, указано в Обращении, препятствует осуществлению эффективных проверок отпуска препаратов контролирующими органами.
Постановлением № 1627-П-П Парламент Кабардино-Балкарской Республики запретил на территории Кабардино-Балкарской Республики безрецептурный отпуск лекарственного препарата "Лирика" и обязал аптечные учреждения республики осуществлять отпуск населению лекарственного препарата "Лирика" в соответствии с правилами, предусмотренными в отношении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету.
Как указано во вводной части (преамбула) данного Постановления № 1627-П-П, побудительным мотивом его издания послужило то, что: "В настоящее время в Кабардино-Балкарской Республике отмечаются многочисленные факты массового немедицинского употребления лекарственного препарата "Лирика". Особую озабоченность вызывает, что указанный препарат приобретает популярность среди несовершеннолетних лиц. По информации Министерства здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики, более пятидесяти процентов лиц, страдающих опиумной наркоманией, принимают препарат "Лирика".
Из изложенных обстоятельств, а также из содержания Постановления № 1627-П-П следует, что оно направлено на регулирование правоотношений, связанных с обращением лекарственных средств.
Отношения, возникающие в связи с обращением - разработкой, доклиническими исследованиями, клиническими исследованиями, экспертизой, государственной регистрацией, со стандартизацией и с контролем качества, производством, изготовлением, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, вывозом из Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, передачей, применением, уничтожением лекарственных средств, регулируются Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 3 указанного Закона законодательство об обращении лекарственных средств состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона распространяется на обращение наркотических лекарственных средств и психотропных лекарственных средств с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.
Статьей 6 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ установлен исчерпывающий перечень полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при обращении лекарственных средств, но установление правил отпуска лекарственных средств к этим полномочиям не относится. В соответствии с частью 2 статьи 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которым издан Приказ от 14 декабря 2005 г. № 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" (действует в редакции Приказа от 06.08.2007), пунктом 1 которого утвержден Порядок отпуска лекарственных средств; и Приказ от 12 февраля 2007 года № 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" (действует в редакции Приказа от 26.02.2013 № 94н).
Порядок отпуска лекарственных средств, утвержденный Приказом от 14 декабря 2005 г. № 785, определил единые на территории Российской Федерации требования к отпуску лекарственных средств аптечными учреждениями (организациями) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности и установил Перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами (приложение № 1 к Порядку).
Согласно пункту 2.2 Порядка по рецептам, выписанным на рецептурных бланках, формы которых утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 февраля 2007 года № 110 (в редакции Приказа от 26.02.2013 № 94н), аптечными учреждениями (организациями) отпускаются в числе других иные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами, перечень которых предусмотрен приложением № 1 к Порядку, выписанные на рецептурных бланках формы № 148-1/у-88; остальные лекарственные средства, подлежащие рецептурному отпуску, выписанные на рецептурных бланках формы № 107-1/у.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что решение вопросов о том, какие лекарственные препараты подлежат отпуску по рецептам предметно-количественного учета лекарственных препаратов, находятся в компетенции соответствующего федерального органа исполнительной власти и, исходя из положений части 1 статьи 3, статей 5, 6 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ "Об обращении государственных средств", ни законодательный, ни исполнительный орган субъекта Российской Федерации не могут устанавливать правила отпуска лекарственных препаратов, в том числе и временные.
Кроме того, следует отметить, что Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 262-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств", Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ дополнен статьей 58.1, содержащей норму об утверждении уполномоченным федеральным органом исполнительной власти перечня лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, что служит дополнительным подтверждением отсутствия у органов государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий.
К ведению Российской Федерации относится также установление правил отпуска лекарственных препаратов, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества, предназначенных для медицинского применения. Правила такого отпуска урегулированы Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 года № 562н "Об утверждении порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества".
Таким образом, действующим федеральным законодательством регулирование порядка и условий отпуска лекарственных препаратов, отнесено к ведению Российской Федерации, в связи с чем, решение Парламента Кабардино-Балкарской Республики о запрете безрецептурного отпуска лекарственного препарата "Лирика" и осуществлении его отпуска населению в соответствии с правилами, предусмотренными в отношении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, осуществлено с превышением компетенции субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики

решил:

Заявление прокурора Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить.
Признать Постановление Парламента Кабардино-Балкарской Республики от 2 июля 2013 года № 1627-П-П "О временных мерах по недопущению безрецептурного отпуска лекарственного препарата "Лирика" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано, а прокурором - принесено представление в течение одного месяца со дня его провозглашения путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Председательствующий
Л.М.БАБУГОЕВА


------------------------------------------------------------------