Распоряжение Администрации Главы КБР от 17.06.2013 N 22-ра "Об утверждении Порядка проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГЛАВЫ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. № 22-ра

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

В соответствии со статьей 6 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2009 года № 18-РЗ "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики":
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики.
2. Признать утратившим силу Распоряжение Администрации Президента Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 2009 года № 50-ра "Об утверждении Порядка проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики".
3. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 19 марта 2013 года.

Исполняющий обязанности
Руководителя Администрации Главы
Кабардино-Балкарской Республики
З.КАШИРОКОВ





Утвержден
Распоряжением
Администрации Главы
Кабардино-Балкарской Республики
от 17 июня 2013 г. № 22-ра

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок проведения правовой экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 6 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27 февраля 2009 года № 18-РЗ "О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики" и в целях выявления в муниципальных нормативных правовых актах Кабардино-Балкарской Республики (далее - муниципальный акт) положений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законодательству Кабардино-Балкарской Республики или уставу муниципального образования.
2. Юридическая экспертиза муниципальных актов проводится сектором регистра муниципальных правовых актов государственно-правового управления Администрации Главы Кабардино-Балкарской Республики (далее - сектор).

II. Проведение правовой экспертизы

3. Проведение правовой экспертизы осуществляется в соответствии с поручением заведующего сектором в установленный срок.
4. Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы муниципального акта, его целей, предмета правового регулирования, компетенции органа (должностного лица), принявшего муниципальный акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законодательству Кабардино-Балкарской Республики, уставу муниципального образования.
5. Не проводится правовая экспертиза отмененных или признанных утратившими силу муниципальных актов.
6. При проведении правовой экспертизы муниципального акта, признающего утратившим силу другой муниципальный акт, оценивается компетенция органа (выборного или иного должностного лица), его принявшего (издавшего), а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены муниципального правового акта.
7. Муниципальный акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный акт, самостоятельной правовой экспертизе не подлежит, проводится правовая экспертиза измененного (дополненного) муниципального акта.
Если муниципальный акт, вносящий изменение (дополнение) в ранее принятый муниципальный акт, устанавливает также новые нормы или вносит изменения (дополнения) в большое количество муниципальных актов, возможно проведение самостоятельной экспертизы муниципального акта о внесении изменений (дополнений).
8. Повторная правовая экспертиза проводится в случае, если принят федеральный закон, закон Кабардино-Балкарской Республики, иной акт федерального законодательства и (или) законодательства Кабардино-Балкарской Республики по вопросу, регулируемому муниципальным нормативным правовым актом, внесены изменения в устав муниципального образования, а также если есть основания полагать, что при проведении первичной правовой экспертизы не выявлено имеющееся в муниципальном нормативном правовом акте противоречие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законодательству Кабардино-Балкарской Республики, уставу муниципального образования.
9. При проведении правовой экспертизы устанавливается следующее:
место муниципального акта в системе правовых актов, регулирующих соответствующую сферу общественных отношений, и определение их соотношения;
во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (иным нормативным правовым актом органов государственной власти Российской Федерации), законом или иным правовым актом Кабардино-Балкарской Республики принят муниципальный акт;
соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве и законодательстве Кабардино-Балкарской Республики, решениях Конституционного Суда Российской Федерации и иных органов судебной власти Российской Федерации, а также в уставе муниципального образования, затрагивающим соответствующие правоотношения.
При оценке компетенции органа местного самоуправления (выборного или иного должностного лица) на принятие муниципального акта необходимо руководствоваться нормами действующего законодательства, закрепляющими соответствующие полномочия органов местного самоуправления.
10. Если при анализе конкретных норм права возникают расхождения между действующими нормативными актами, регулирующими одни и те же правоотношения, необходимо руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.
11. В ходе правовой экспертизы также оценивается соблюдение правил правовой техники при подготовке муниципального акта, то есть наличие набора реквизитов, построение, правильность использования правовой терминологии.
Муниципальный акт должен иметь следующие элементы:
форма муниципального акта;
наименование органа, принявшего муниципальный акт (в целях определения компетенции данного органа);
название муниципального акта, в котором в краткой форме должен быть отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать содержанию муниципального акта;
дата и место принятия и (или) подписания муниципального акта;
номер муниципального акта;
полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный акт;
источник официального опубликования (обнародования);
дата (срок) и порядок вступления в силу.
12. При оценке юридических терминов должно быть проанализировано следующее:
употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном акте в одном и том же значении;
имеют ли термины общепризнанное значение;
обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве и законодательстве Кабардино-Балкарской Республики.
13. Основными признаками несоответствия муниципального акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законодательству Кабардино-Балкарской Республики, уставу муниципального образования являются:
отсутствие правовых оснований, которые в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Кабардино-Балкарской Республики, уставом муниципального образования необходимы для издания муниципального акта;
принятие муниципального акта во исполнение отмененного закона;
неправильный выбор закона, примененного при принятии муниципального акта;
принятие муниципального акта органом (должностным лицом), в компетенцию которого это не входит, либо принятие с превышением полномочий, предоставленных данному органу (должностному лицу);
нарушение порядка принятия муниципального акта;
включение в муниципальный акт норм и положений, противоречащих нормам федерального законодательства и (или) законодательства Кабардино-Балкарской Республики, устава муниципального образования;
нарушение порядка введения муниципального акта в действие.
14. В случае воспроизведения в муниципальных актах норм Конституции Российской Федерации и актов федерального законодательства, законодательства Кабардино-Балкарской Республики, вопрос целесообразности дублирования норм акта, имеющего высшую юридическую силу, решается применительно к каждому конкретному случаю.

III. Подготовка экспертного заключения

15. По результатам проведения правовой экспертизы в случае выявления в муниципальном акте противоречия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законодательству Кабардино-Балкарской Республики, уставу муниципального образования составляется мотивированное экспертное заключение.
В случае соответствия муниципального акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законодательству Кабардино-Балкарской Республики, уставу муниципального образования исполнителем, проводившим экспертизу, составляется справка о проведенной экспертизе.
16. В экспертном заключении указываются следующие сведения:
1) реквизиты муниципального акта, проходящего правовую экспертизу;
2) предмет правового регулирования и его соответствие предметам ведения местного самоуправления, установленным действующим законодательством (с указанием конкретных статей (пунктов) нормативных правовых актов);
3) состояние нормативного регулирования в данной сфере (перечень актов федерального и (или) республиканского законодательства, на соответствие которым рассматривался муниципальный акт);
4) оценка компетенции органа (должностного лица) местного самоуправления, принявшего муниципальный акт;
5) о выявленных в муниципальном акте противоречиях Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законодательству Кабардино-Балкарской Республики, уставу муниципального образования.

IV. Организация работы по приведению муниципального
акта в соответствие действующему законодательству

17. Экспертное заключение с предложением в течение месяца принять меры по устранению выявленных нарушений направляется в орган местного самоуправления (выборному или иному должностному лицу), принявший муниципальный акт.
В случае непринятия мер по устранению выявленных нарушений органами местного самоуправления либо отсутствия в секторе информации о принятых мерах копия экспертного заключения направляется в прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики.


------------------------------------------------------------------